Для развития экосистемы «автомобиль-дорога» в России необходимо создать соответствующую нормативно–правовую базу и выделить средства в бюджетах всех уровней. При этом стимулирование экосистемы должно носить последовательный характер — чтобы все игроки работали сообща, и не тайком друг от друга.
Отметим, что все самые актуальные вопросы развития экосистемы «Автомобиль-Дорога» будут обсуждаться на предстоящем III Федеральном форуме «Smart Cars & Roads – цифровая трансформация экосистемы „автомобиль-дорога“ в Российской Федерации». Форум традиционно проводится в партнерстве с ПАО «КАМАЗ» и при поддержке поддержке Союза транспортников России, Ассоциации интернета вещей, Международной академии связи. Официальным партнером форума выступает АО «ГЛОНАСС».
Экосистема «автомобиль – дорога» в России, по словам Исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, еще только начинает создаваться. «Сегодня – это два путника, вышедшие на встречу друг другу, но когда они встретятся представить трудно», — обрисовал картину эксперт корреспонденту ComNews. В зарубежных странах, по его мнению, ситуация с экосистемой «автомобиль-дорога» несколько лучше. «Но ставшие традиционными многокилометровые пробки на дорогах всех стран, происходящие из-за аварий в сложных природно-климатических условиях (снег, лёд, туман и т.д.), говорят о том, что и там система пока далека от совершенства», — указал Игорь Коровкин.
Говоря о том, как развивается экосистема «автомобиль – дорога» в России, он заметил, что ее развитие происходит, соответственно, по двум направлениям – автомобиля и дороги. «Первое направление — это повышение активной, пассивной, экологической безопасности, внедрение интеллектуальных систем помощи водителю. Второе включает в себя строительство, реконструкцию, ремонт дорог, а также обустройство дорог и полос отчуждения и создание придорожной инфраструктуры», — пояснил Игорь Коровкин.
По словам генерального директора ООО «Трафт» Артура Мурадяна, о сложившейся полноценной экосистеме «автомобиль-дорога» в России говорить пока сложно. «В сегменте множество разработчиков, каждый из которых делает свое решение, но вместе они никак не объединяются, все элементы разрознены. Одни занимаются автоматической диспетчеризацией потоков, другие — системами слежения, третьи — мониторингом с помощью камер, четвертые — 5G и IoT на дорогах. И каждый реализует свои пилотные проекты и интеграции, свои партнерства, единого контура нет. А он требуется, потому что на дорогах, тем более хороших, логисты могут отлично сэкономить на издержках», — заметил Артур Мурадян.
Вместе с тем, он отметил, что главное в современной ситуации – тот факт, что автомобилям и транспортникам приходится адаптироваться к тем дорогам, которые есть. «При этом исследование, которое мы в свое время проводили для строительной компании „Меридиан“ (строят часть „Шелкового пути“) показывает, что экономия топлива на ровной дороге составляет до 14,9% (в литрах на 100 км пути, из расчета объема бака 900 литров); экономия времени — до 19,8% (в часах, из расчета продолжительности одной условной междугородней перевозки — от 10 до 12 часов). Кроме того, каждые 100 км хорошей дороги продлевают жизнь активно используемой фуры до следующего ТО на 11-12 календарных дней», — проинформировал Артур Мурадян.
Для борьбы с пробками, по его словам, в ряде городов России сегодня работает система интеллектуального управления транспортными потоками. Помимо того, некоторые федеральные трассы оборудованы системами метеомониторинга, видеонаблюдением и пунктами учета интенсивности движения. Что же касается развития экосистемы «автомобиль-дорога», Артур Мурадян заявил: «В мире существует два глобальных подхода к созданию транспортного программного обеспечения (ПО). Первый — умные города и умные дороги, второй- простые дороги и умные машины. Мы — за второй вариант, так как для России это реалистичнее. Нам нужны автомобиль и водитель, умеющие ориентироваться и работать на любой дороге — даже на разбитой, где нет знаков и плохо читается разметка. Если же создавать транспорт, ориентируясь только на идеальную „умную“ дорогу, то он окажется бессильным, если у них эту „умную“ дорогу отнять», — отметил Артур Мурадян.
В свою очередь Игорь Коровкин указал на то, что ближайшие перспективы экосистемы "автомобиль-дорога в России – это реализация нацпроекта «Комфортная среда для жизни», транспортной стратегии России на период до 2030 года, стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2025 года и программы «Автонет». «А также их дальнейшее развитие, в том числе в рамках ЕАЭС», — отметил Игорь Коровкин.
Для успешного развития экосистемы «автомобиль-дорога» в будущем, по его мнению, необходимо создать соответствующую нормативно – правовую базу, а также выделить средства в бюджетах всех уровней – федеральном, региональном и местном. Вместе с тем, по словам Игоря Коровкина, развиваться экосистеме в настоящее время уже помогает ряд драйверов. Главным из них является понимание необходимости создания конкурентоспособной, высоко эффективной, в том числе и экономически, экосистемы. Конечно, есть и ряд барьеров, препятствующих развитию экосистемы – это недостаток средств и отсутствие воли в выполнении принимаемых решений. Однако их, на взгляд Игоря Коровкина, можно преодолеть – за счет развития экономики страны.
По мнению Артура Мурадяна, реалии России сегодня таковы, что, как в настоящий момент, так и в ближайшем будущем у нее не будет идеальной дорожной инфраструктуры. «Кроме того, наша страна имеет относительно невысокую протяженность дорожной сети – 1,4 млн. км, в сравнении с ЕС и США (5,3 и 6,6), что существенно обостряет проблему перегруженности дорог в ряде российских регионов. Поэтому главная потребность существенной части страны не в „умных“ дорогах, а просто в дорогах, в элементарном расширении и укрупнении транспортных дорожных сетей», — указал Артур Мурадян.
В качестве драйверов роста экосистемы «автомобиль-дорога» в России он назвал заинтересованность и высокий уровень экспертизы в разработке и внедрении транспортного ПО как среди частных компаний, так и на государственном уровне. «Так, многие годы мы плотно консультируемся и общаемся с Автодором, мы видим, как государственные игроки хотят использовать опыт коммерческих перевозчиков для адаптации как самих дорог, так и вспомогательных сервисов. Осталось лишь последовательно простимулировать формирование экосистемы, чтобы все игроки работали сообща, и не тайком друг от друга», — отметил Артур Мурадян.
Напомним, что 24 октября 2019 года в отеле «Хилтон Гарден Инн Москва Красносельская» состоится III Федеральный форум «Smart Cars & Roads – цифровая трансформация экосистемы „автомобиль-дорога“ в Российской Федерации». Данный форум представляет собой площадку для обсуждения вопросов развития автотранспортных средств с элементами искусственного интеллекта и интеллектуальных транспортных систем, которые, несмотря на то, что являются частями единого целого, до появления форума рассматривались на различных конференциях в России лишь по-отдельности. Отметим, что в этом году на форуме «Smart Cars & Roads» встретятся представители бизнеса, разработчиков и государства для обсуждения и обмена опытом по ключевым вопросам развития ИТ и цифровых технологий в транспортной индустрии, включая инновационные технологии и выработку подходов к реализации ИТ-проектов. Важнейшей темой предстоящего форума станет цифровая трансформация экосистемы «автомобиль-дорога», а также способы объективной оценки эффекта от цифровой трансформации и окупаемости инноваций.